У истоков традиции

 

Введенеие: У истоков традиции

Цивилизаторы

 

Мифы о Священной Земле

 

Великий Потоп

 

Спасительная гора

 

Империя Бога Асара

 

Боги и люди

В этом тематическом разделе рассматривается вопрос – а есть ли повод для утверждений о существовании в истории цивилизации некой исходной протокультуры со своими культурными традициями, которая послужила «матрицей» для последующих культур?

Согласно укоренившейся точке зрения, человечество, начиная от первых человекообразных гоминид, постепенно и непрерывно накапливало свой цивилизационный потенциал параллельно на разных территориях. Но, при этом, нет внятных объяснений того, почему великие древнейшие цивилизации Востока появляются сразу в готовом совершенном виде и не наблюдается следов их постепенного развития. Трудно также объяснить удивительное сходство культур у разных народов, развивавшихся на территориях, далеко отстоящих друг от друга, и то, почему так удивительно живучи каноны традиций и верований, неукоснительно соблюдавшиеся в течении тысячелетий от самых истоков цивилизации и вплоть до сегодняшних дней.

Древние предания у разных народов отвечают на эти вопросы однозначно – цивилизация была подарена человечеству Богами и мудрецами, которые насадили культуру у примитивных народов и установили каноны единых традиций.

В этом исходном разделе попробуем, хотя бы в самых общих чертах, проследить известные к настоящему времени представления древних о цивилизаторах, а также выявить и обобщить некоторые типовые культурные традиции, которые, на взгляд автора, являются сакрализованным отражением драматических событий в истории «отцов» цивилизации.

При рассмотрении истоков общемировой сакральной Традиции мы будем опираться на древние мифы, легенды и тексты разных народов, дошедшие в том или ином виде до наших дней. Из них можно почерпнуть много ценной и уникальной информации о далекой эпохе становления на земле цивилизации. Предания зачастую имеют достаточно фантастический сюжет и персонажей, но их «стержень» являет собой реликт далеких реальных событий. В сердцевине любого мифа, в его глубинных изначальных пластах, имеется «рациональное зерно». В древности реальность событий, отраженных в мифах и легендах, не вызывала никакого сомнения, – предания считались древними заветами далекой эпохи «первого времени». Но при этом жрецы, как правило, ревниво оберегали от широких масс сокровенные знания, стоящие «за кулисами» мифотворчества. Это не могло не привести к обрастанию мифов и легенд многими фольклорными элементами, затуманивающими сокровенный смысл преданий. Нас в данном исследовании мифология интересует не как предмет народного творчества, а как источник «зашифрованных» знаний. Отметим в этой связи авторитетное мнение Р.Шваллера де Любича о том, что традиционное прочтение мифологических текстов без учета символического подтекста является малоперспективным. Соответственно, в обширном море мировой мифологии мы постараемся выделить рациональную сторону мифов, отделив ее от наносных «профанических» элементов, которые порой так наслаиваются за тысячелетия «эстафеты» от поколения к поколению, что почти полностью затушевывается древний смысл предания. При «расшифровке» древних текстов, пожалуй, не следует слишком окунаться в детализацию, которая зачастую служила для украшения и придания особой эмоциональной окраски повествованию. Очень плодотворным оказывается сопоставление преданий на одну и ту же тему у разных народов и культур, когда можно выделить сходные элементы, аккуратно отсекая все наносное и «национальное». Еще Плутарх говорил, что «мифами нужно пользоваться не просто как историями, но следует выбирать из каждого полезное, руководствуясь сходством». При этом совершенно необязательно стремиться к полному охвату всех существующих мифов и преданий по той или иной теме. Достаточно несколько «показательных» примеров, чтобы, с большой долей уверенности, сделать надлежащие обобщения.

В мифах разных народов присутствует много сходных мотивов. В рамках нашего исследования, среди этих мотивов мы рассмотрим пока только три - «священной земли», «всемирного потопа» и «великой горы». Вместе эти мотивы составляют основу общемировой сакральной Традиции, рассмотрение которой является главной целью нашего исследования. Выделив эти мотивы из различных легенд и преданий, и найдя в них, в соответствии с принципом «матрицы», общие черты, мы можем сделать некоторые выводы о древнем общем первоисточнике этих мифов.