У истоков традиции |
Введенеие: У истоков традиции
В этом тематическом разделе рассматривается вопрос – а есть ли повод для утверждений о существовании в истории цивилизации некой исходной протокультуры со своими культурными традициями, которая послужила «матрицей» для последующих культур? Согласно укоренившейся точке зрения, человечество, начиная от первых человекообразных гоминид, постепенно и непрерывно накапливало свой цивилизационный потенциал параллельно на разных территориях. Но, при этом, нет внятных объяснений того, почему великие древнейшие цивилизации Востока появляются сразу в готовом совершенном виде и не наблюдается следов их постепенного развития. Трудно также объяснить удивительное сходство культур у разных народов, развивавшихся на территориях, далеко отстоящих друг от друга, и то, почему так удивительно живучи каноны традиций и верований, неукоснительно соблюдавшиеся в течении тысячелетий от самых истоков цивилизации и вплоть до сегодняшних дней. Древние предания у разных народов отвечают на эти вопросы однозначно – цивилизация была подарена человечеству Богами и мудрецами, которые насадили культуру у примитивных народов и установили каноны единых традиций. В этом исходном разделе попробуем, хотя бы в самых общих чертах, проследить известные к настоящему времени представления древних о цивилизаторах, а также выявить и обобщить некоторые типовые культурные традиции, которые, на взгляд автора, являются сакрализованным отражением драматических событий в истории «отцов» цивилизации. При рассмотрении истоков общемировой сакральной Традиции мы будем опираться
на древние мифы, легенды и тексты разных народов, дошедшие в том или
ином виде до наших дней. Из них можно почерпнуть много ценной и уникальной
информации о далекой эпохе становления на земле цивилизации. Предания
зачастую имеют достаточно фантастический сюжет и персонажей, но их «стержень»
являет собой реликт далеких реальных событий. В сердцевине любого мифа,
в его глубинных изначальных пластах, имеется «рациональное зерно». В
древности реальность событий, отраженных в мифах и легендах, не вызывала
никакого сомнения, – предания считались древними заветами далекой эпохи
«первого времени». Но при этом жрецы, как правило, ревниво оберегали
от широких масс сокровенные знания, стоящие «за кулисами» мифотворчества.
Это не могло не привести к обрастанию мифов и легенд многими фольклорными
элементами, затуманивающими сокровенный смысл преданий. Нас в данном
исследовании мифология интересует не как предмет народного творчества,
а как источник «зашифрованных» знаний. Отметим в этой связи авторитетное
мнение Р.Шваллера де Любича о том, что традиционное прочтение мифологических
текстов без учета символического подтекста является малоперспективным.
Соответственно, в обширном море мировой мифологии мы постараемся выделить
рациональную сторону мифов, отделив ее от наносных «профанических» элементов,
которые порой так наслаиваются за тысячелетия «эстафеты» от поколения
к поколению, что почти полностью затушевывается древний смысл предания.
При «расшифровке» древних текстов, пожалуй, не следует слишком окунаться
в детализацию, которая зачастую служила для украшения и придания особой
эмоциональной окраски повествованию. Очень плодотворным оказывается
сопоставление преданий на одну и ту же тему у разных народов и культур,
когда можно выделить сходные элементы, аккуратно отсекая все наносное
и «национальное». Еще Плутарх говорил, что В мифах разных народов присутствует много сходных мотивов. В рамках нашего исследования, среди этих мотивов мы рассмотрим пока только три - «священной земли», «всемирного потопа» и «великой горы». Вместе эти мотивы составляют основу общемировой сакральной Традиции, рассмотрение которой является главной целью нашего исследования. Выделив эти мотивы из различных легенд и преданий, и найдя в них, в соответствии с принципом «матрицы», общие черты, мы можем сделать некоторые выводы о древнем общем первоисточнике этих мифов. |