Боги и люди

Илл. Шумер
 

На главную


Андрей Леонов

Боги и люди: лицом к лицу

В предыдущих статьях мы рассмотрели ключевые мотивы древних преданий, такие как легенды о священной земле, о великом потопе и о спасительной горе. Мы убедились, что выделенные нами мотивы присутствуют в том или ином виде в мифологиях всех народов мира. Понятно, что наше рассмотрение по каждому мотиву в отдельности получилось достаточно отрывистым и схематичным, поскольку целью ставилась практическая задача приведения частных вариантов (а порой и просто фрагментов) легенд к общей «матрице». Когда мы убедились, что за каждым из рассмотренных древних преданий просматривается одно и тоже глобальное для человечества реальное историческое событие, и набросали контуры этого события по отдельным пунктам, попробуем связать это в один исторический «узел».

Мы можем предположить, что в отдаленную эпоху, еще до появления великих древних государств в долинах Нила, Евфрата или Ганга, на обитаемых землях существовала примитивная первобытная культура охотников и собирателей. В это же время, на какой-то, еще неизвестной науке, территории, скорее всего на большом острове или островном архипелаге где-то в морских просторах, процветала таинственная древнейшая протоцивилизация, обладавшая уникальными знаниями и создавшая развитую культуру. По-видимому, присутствовали какие-то особые обстоятельства, которые позволили обитателям этой территории совершить резкий отрыв в развитии от остального обитаемого мира. Ранее мы уже отметили, что эти обстоятельства, послужившие причиной культурного скачка сверхцивилизации, были и ее «Дамокловым мечом». И вот однажды, над древней землей пронесся разрушительный катаклизм. Этот катаклизм был действительно глобальным для островной территории, и древняя земля погрузилась в пучину вод. Возможно, что затопление было сопряжено с ураганами, землетрясениями, пожарами и мощными приливными волнами, сметающими все на своем пути. «Феникс» сгорел, но ему еще предстояло возродиться из собственного пепла. Наверное, островитяне, или какая-то их группа, что-то знали о грядущем катаклизме, поэтому был готов корабль. Или, может быть, катаклизм разворачивался достаточно медленно (например, по свидетельству Библии, строительство ковчега продолжалось длительное время), чтобы успеть принять меры. Так или иначе, «предупреждение Бога» было услышано, и для группы обитателей древней земли – «Архонтов» был получен шанс на выживание. Им посчастливилось спастись, когда их корабль после скитания по водам оказался на побережье гористой местности. Это спасение в круговерти мощного катаклизма было поистине «промыслом божьим», и этого события «Архонты», а вместе с ними и весь послепотопный мир, уже не забудут никогда; – оно станет лейтмотивом сакральной культуры всех последующих цивилизаций. Началась новая эпоха в истории человечества. Подобно тому, как сейчас для нас привычным является деление истории до рождества Христова и после, так же для древних людей эпохи разделились на допотопную и послепотопную. Перед «Архонтами» встала грандиозная задача – восстановление цивилизации среди примитивных народов. Все, что у них имелось на тот момент – это знания и опыт, унаследованные от протоцивилизации. Им предстояло цивилизовать разрозненные племена на обитаемых землях, и с помощью их труда заложить фундамент нового мира.

Практически во всех древних легендах разных народов описывается изначальное обустройство мира на первобытных землях немногочисленными «цивилизаторами-миссионерами» божественного происхождения, обладающими уникальными знаниями и возможностями. В частности, это отражено в преданиях о древнеегипетском боге-царе Осирисе, который принес основы цивилизации не только в Египет, но и на обитаемые земли по всему свету. И данные ученых историков и археологов подтверждают, что в короткий срок на первобытных землях возникли мощные государства с развитыми науками, ремеслами и социальными отношениями. Знания и опыт «Архонтов» стали фундаментом послепотопной цивилизации и определили вектор развития человечества. Многие технологии древности, секреты которых были утрачены в течение веков, до сих пор являются загадкой для современных исследователей. Например, мегалитические сооружения архаической эпохи Древнего Египта, такие как Храм Долины около великого Сфинкса или Осирион в Абидосе, выложены из огромных каменных блоков, достигающих веса в сотни тонн. Даже для современного уровня развития техники задача по перемещению таких блоков представляется очень сложной. А их нужно было еще вытесать, обработать и точно подогнать при возведении построек, высотой до 12 метров. Еще Флиндерс Питри отметил уникальную точность обработки строительных камней в Древнем Египте, указав, что сред¬няя ширина зазоров при сочленении каменных блоков составляет всего 0,5 миллиметра, а отклонение поверхности камня от плоскости не превышает 0,25 миллиметра при длине 1,9 метра. Такую точность исследователи сравнивают с точностью современных оптических систем. Достаточно точное образное определение технического уровня, продемонстрированного древнеегипетскими строителями пирамид, присутствует у Хэнкока: Следует признать, что это уже не какая-нибудь там «точность атомных часов»; похоже, что для строительной техники – это Ролекс, БМВ, Мерседес-Бенц, Ролс-Ройс и Ай-Би-Эм сразу /1/. Колоссальным сооружением древности является и мегалитический храм Баальбека в Ливане, в сотне километров к северо-востоку от Бейрута. Особенно удивительно основание храма, сохранившееся с глубокой древности. Оно выложено из огромных каменных блоков со средним весом около 300 тонн. На юго-западной стене храма выделяются три камня, названные «трилитон», весом по 800 тонн каждый. Несмотря на огромный вес, они тщательно подогнаны друг к другу, так что между ними невозможно просунуть даже иголку. Еще более крупный блок, известный под названием «южный камень» остался в карьере. Его вес оценивается в 1000 тонн. Так же, как и в случае других «циклопических» построек, непонятной остается технология переноски огромных блоков, поднятия их на высоту около 7 метров и точное сопряжение, выполненное без раствора. Храм Баальбека – еще одна загадка архаичной эпохи. И много других следов «циклопических» построек сохранилось в разных регионах планеты.

Не поддается расшифровке и технология обработки твердейших пород камня при изготовлении из него изящных изделий архаической эпохи, например египетских сосудов. Трудно представить себе, каким образом удавалось древним мастерам изготовить диоритовые амфоры с узким горлышком, обеспечив при этом одинаковую толщину стенок по всему изделию. По мнению специалистов, исследовавших этот вопрос, технологии обработки камня (в частности процесс сверления) многократно превосходили современные достижения в этой области с применением новейших материалов. В этой связи, опираясь на наши предыдущие выводы, отметим, что знание физических свойств и химического состава горных пород и превосходное владение искусством обработки камня были почерпнуты «Архонтами» в период их длительного проживания в послепотопной обители в горах, изобилующих разными породами камня. Затем они принесли эти технологии в долину Нила и другие местности Древнего Мира.

Приведенные примеры показывают высочайший уровень уникальных древних технологий. То же самое относится и к знаниям архаической эпохи. Точность расчетов при построении и ориентации по сторонам света великих египетских пирамид удивляла и продолжает удивлять исследователей. Например, отношение длины основания пирамиды к ее высоте, разделенное пополам, дает знаменитое число «пи» с точностью до шестого знака! Уже упоминавшийся нами Флиндерс Питри описывал триумф строительного искусства Древнего Египта, когда точность разметки основания фундамента пирамиды, занимавшего пять гектаров, не превышала «толщины большого пальца». При этом Питри обратил внимание на очень существенный для нашего рассмотрения факт, что примеры высочайшего мастерства и удивительных достижений при строительстве тех же пирамид, сочетаются подчас с грубыми ошибками во множестве технологических операций. Он пришел к заключению, что сочетание шедевров с грубой и неаккуратной работой объясняется тем, что работами руководили немногие мастера, которые превосходили своих современников в знаниях и навыках. Именно такой точки зрения придерживаемся и мы, полагая, что древние достижения – это труд аборигенов под руководством «Архонтов», либо их обученных ставленников.

Исследователи не исключают предположения, что принципиальные знания в области архитектуры, математики, астрономии, медицины и других областей, которыми мы пользуемся и в настоящее время, достались в наследство древним цивилизациям в готовом виде и через Античность дошли до современной эпохи. Представляется вполне вероятным, что именно от «Архонтов» знание законов мироздания дошло до нашего времени посредством тайных учений и книг. На эту мысль наводит, например, открытое заявление Коперника, что он пришел к своим революционным выводам о гелиоцентрическом строении солнечной системы, изучая секретные труды древних египтян, основанных на тайном знании бога Тота. Напомним, что бог Тот, сподвижник бога Осириса, принадлежал к плеяде Богов – правителей Древнего Египта, олицетворяемых нами с «Архонтами». Такое же признание о следовании египетской мудрости сделал и Кеплер, открывший законы движения планет. Великий Исаак Ньютон, автор открытий мирового значения, самым серьезным образом изучал герметическую литературу и Священное Писание и высказывался в том смысле, что в древних текстах скрыты тайны, недоступные простому восприятию. Таким образом, вполне возможно, что используемые человечеством знания, технологии и культурные ценности, составляющие огромное здание общемировой цивилизации, базируются на фундаменте, заложенном в архаическом послепотопном мире «Архонтами»-цивилизаторами.

Египетская мифология со всей определенностью свидетельствует о существовании «Архонтов» в архаическую эпоху. Это подтверждается, например, тем фактом, что при огромном обилии божеств в Древнем Египте, практически во всех местностях страны существовал культ одних и тех же великих Богов-«цивилизаторов» – Осириса, Исиды, Тота, Хора, – что подчеркивает их универсальный характер в качестве «отцов-основателей» для всех земель Египта. Отчасти это подметил еще Геродот: Все египтяне… не почитают одних и тех же Богов. Только Исиду и Осириса (который, по их словам, есть наш Дионис) они все одинаково чтят /2/. Ранее мы уже обратили внимание на важные свидетельства древних египтян и античных историков о цивилизаторской миссии бога Осириса и его спутников. Полное подтверждение этому присутствует в одной из древнеегипетских традиций, изложенной в текстах Эдфу. Историки считают, что эти неординарные тексты одни из немногих в Древнем Египте отражают гораздо более древнее и цельное литературное предание, утраченное за огромной давностью лет, которое когда-то охватывало всю «мифическую историю» Египта. Так вот, согласно текстам Эдфу, к которым мы уже не раз обращались, хранителями и дарителями знаний являлась некая группа божественных избранных, посвятивших себя делу воскрешения и возрождения некоей утраченной культуры и традиций. Семь мудрецов прибыли в Египет с далекого острова – «родины первосуществующих». Тексты четко утверждают, что остров погубило наводнение. При этом говорится, что он канул в пучину внезапно, и большинство его «божественных обитателей» поглотила вода. Группа уцелевших прибыла в Египет, где они стали «Богами-строителями», взрастившими людей. Они, на правах «первозданных», всем заправляли в первобытную эпоху, проводя великую цивилизационную миссию. Чешский египтолог Ева Реймонд (Йелинкова), которая исследовала древнеегипетские тексты Эдфу, замечательно определила их основной смысл: Первая эра, известная нам по основным источникам, была периодом, который начинался с того, что существовало в прошлом. Основной смысл текста состоит в том, что древний мир, будучи построен, был затем разрушен; затем этот мертвый мир стал фундаментом нового созидательного периода, который первоначально был посвящен воссозданию, воскрешению того, что некогда существовало в прошлом /3/. В этой связи важно отметить, что архаические предания о группе мудрецов, пришедших на первобытные земли с цивилизаторской миссией, сохранились в легендах других цивилизаций. Это, например, семь индийских мудрецов-риши. Или семь мудрецов-апкаллу из шумерских преданий: Поднимись и пройди по стенам Урука, обозри основанье, кирпичи ощупай: его кирпичи не обожжены ли и заложены стены не семью ль мудрецами? /4/. Это подтверждает универсальность преданий об обустройстве послепотопного мира группой «Архонтов», принесших цивилизацию на обитаемые земли со своей исчезнувшей прародины. С этой древней прародиной связаны и представления египтян о птице Бенну (аналоге Феникса), которая приносит жизненную эссенцию в Египет из отдаленной прекрасной страны, находящейся где-то за пределами обитаемого мира. Согласно Рандлу Кларку, эта страна связана именно с «островом Огня», – местом, где были рождены Боги и где они возрождаются к жизни. Символ Феникса в разных его модификациях во многих культурах вполне может отражать идею «воскресения» древней протоцивилизации на новых землях посредством цивилизаторской миссии «Архонтов». Отметим, что легендарную прародину «отцов-основателей» древнеегипетские предания относят в более северный регион по отношению к Египту. Так, например, в списке царей из Туринского папируса упоминается, что первоначально Древним Египтом правили «Почтенные с Севера». Исследователи египетской культуры отмечают тот факт, что многие мифологические представления древних египтян согласуются с природными циклами угасания и возрождения природы. Но, учитывая климатические условия своей страны, аборигены Египта не могли быть свидетелями зимней спячки животных и растений. Очевидно, эти воззрения были привнесены на землю Египта в архаичную эпоху выходцами из более северных регионов земли.

В Библии начальный этап послепотопной эпохи связывается с цивилизаторской деятельностью потомков Ноя, которых можно рассматривать как воплощение «Архонтов». Согласно Священному Писанию, поначалу на всей земле был один язык и одно наречие (Бытие 11:5). В этом утверждении, возможно, подразумевается язык «отцов-основателей» послепотопного мира. Потомки Ноя, «двинувшись с востока», поселились в долине Сеннаар (сопоставляется исследователями-лингвистами с землей шумеров). Там они принялись восстанавливать разрушенные потопом города. Люди вознамерились построить из кирпича башню высотой до небес. Бог, разгневавшийся за такой проступок, разрушил башню и смешал языки, так что люди перестали понимать друг друга. Они расселились по окраинным регионам земли, – и так образовались многочисленные народы мира. Эти народы произошли от трех сыновей Ноя – Сима, Хама и Иафета. Считается, что от Сима берут начало израильтяне, эламиты, ассирийцы и арамеи. Эта группа народов получила по имени Сима наименование семитские. Такие народы древности как египтяне, кушиты, ливийцы, финикийцы, филистимляне, аморитяне и вавилоняне считаются наследниками Хама. От Иафета произошли мидяне, персы, греки, киприоты и другие народы восточного Средиземноморья.

Характерной чертой архаичных мифологий и религий является представление о Богах как о группе единомышленников, выступающих в роли своеобразных «отцов-основателей» и «отцов-попечителей» человеческих сообществ. Как правило, верховным органом при принятии важных решений является совет Богов, с определенной иерархией внутри этой группы. Также отмечается проведение ими общих собраний и празднеств: Места свои заняли великие Боги, расставили кубки, на пиру воссели, когда ж завершили веселый праздник, возвышенное в Эсагиле сотворили, все уставы назначили, все предначертанья, всем Богам закрепили места на земле и на небе /5/. Именно такими мы видим первых Богов в известных древнейших теологиях Месопотамии и Древнего Египта. Это знаменитая Гелиопольская Энеада (девятка) Богов, которых египтяне считали первыми царями человечества: Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Сет, Исида и Нефтида. В Месопотамии также присутствовал целый пантеон Богов. Это шумерские Боги-Ануннаки: Ан (верховный Бог), Энлиль, Энки, Нанна, Уту, Инанна, Нингирсу, Эрешкигаль, Нергал, Думузи и другие. Эти Боги под несколько видоизмененными именами присутствовали и у аккадцев и у вавилонян. Интересно, что в мифологии древней Месопотамии упоминаются 50 пар Богов, которые предшествовали великому пантеону. Среди них имя одного из древнейших Богов – Энмешарра – «того, кто передал Ану и Энлилю скипетр и государство». Верховного бога Ана шумеры представляли находящимся где-то очень далеко и мало вмешивающимся в дела мира. Это напоминает представления древних египтян о верховном боге Ра, который, по легендам, с течением времени состарился и отошел от дел, передав бразды правления миром более молодому поколению Богов. И во многих других теологиях отчетливо говорится о смене поколений правящих Богов, порою сопряженной также с борьбой за власть между разными божественными поколениями или группами. Представление о Богах как группе «соратников» характерно для всех древних культур, вплоть до Античности. Пожалуй, в наиболее ярком классическом виде представления древних людей о Богах-олимпийцах, «небожителях», которые непосредственно участвуют в управлении человеческим обществом, известны нам из мифологий древней Греции и Рима, которые сформировались, как и другие политеистические доктрины, в древнейшую архаическую эпоху. Кстати сказать, и в Библии, целиком выстроенной на концепции единого Бога, исследователи выделяют отрывки из которых следует наличие многих Богов. Сотворим человека по образу нашему и подобию нашему (Бытие 1:26). Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как Боги (Бытие 3:5). Сказал Господь Бог: вот Адам стал как один из Нас(Бытие 3:22). Очевидно, эти отрывки вплетены в библейское повествование из древнейших преданий и текстов, восходящих к той же эпохе политеизма, что и шумерская, поскольку в городе Уре Халдейском /6/ прошли юные годы основателя ветхозаветной традиции – патриарха Авраама. О нем знаменитый археолог Вули, исследователь Ура, оставил запись в своем дневнике: Он (Авраам) был гражданином величественного города и унаследовал традиции старой и прекрасно организованной цивилизации /7/.

Таким образом, для первобытных народов потоп обернулся тем, что далекие Боги, обитавшие в недосягаемом регионе, вдруг возникли перед ними «лицом к лицу». Согласно древним преданиям разных народов, именно Боги-цари повернули человечество от дикости и примитивизма к высокоорганизованной культуре. Эта эпоха, когда народами непосредственно управляли Боги-цивилизаторы, осталась в исторической памяти человечества как «золотой век». Казалось бы, под образами древних Богов могли сохраниться воспоминания о выдающихся представителях человеческого рода, обожествленных за свои заслуги. Но это не так, поскольку во многих древних повествованиях отчетливо прослеживается непреодолимо различный «статус» Богов и людей. Например, шумеры считали, что Боги создали весь мир для себя, а люди предназначались для их обслуживания. По месопотамским преданиям, когда умножилось количество Богов-небожителей, то им стало недоставать пищи. По этому поводу было решено создать для Богов многочисленных помощников, которые по внешнему виду будут похожи на них, но им не будет даровано бессмертие. Материалом для создания существ-помощников была выбрана глина. Так появились люди – подданные Богов-правителей. В вавилонской поэме об Атрахасисе следующим образом говорится о предназначении человека: Пока здесь присутствует Богиня Рождения, пусть она сотворит простого рабочего. Пусть он пашет землю, пусть он снимет бремя труда с Богов! /8/. При этом люди считались столь несовершенными созданиями, что это приписывалось хмельному состоянию Творцов во время создания людей. Говоря о власти Богов над людьми, достаточно напомнить, что, по шумерским преданиям, великий потоп, уничтоживший человечество, был спровоцирован всего лишь шумом людей, мешавшем отдыху «Небожителей». В самом жизненном укладе древних месопотамских городов отражено полное доминирование Богов над людьми. В центральном месте города располагался величественный храм Бога – покровителя города. Вокруг него находилась огороженная территория, своеобразный город в городе (запретный город), со всей необходимой инфраструктурой и сакральными сооружениями. Сюда категорически запрещался доступ людям, кроме храмовых жрецов. По утрам у храма волю Богов объявлял Энси – главный жрец города. Все плоды труда собирались в храмовых амбарах и складах, принадлежащих Богам, откуда люди получали то, что им нужно для работы и поддержания нормальной жизни. У каждого месопотамского города или группы городов, был свой Бог-покровитель, который изредка лично посещал свою резиденцию в городе, что сопровождалось соответствующими торжественными церемониями. В легендах есть упоминания о том, что с Богами даже велись «переговоры» о смене места обитания. Так, например, в поэмах о царе Энмеркаре, основавшем город Урук, он приглашает богиню Инанну перебраться в свой город из легендарной Аратты. Таким образом, исходя из архаичных представлений обитателей Месопотамии, Боги выступают в качестве высочайших покровителей городов, представляя интересы подопечного города или государства в мире и, соответственно, обладая божественными привилегиями и абсолютной властью над людьми, которых Боги сотворили только для того, чтобы избавить себя от бытовых забот. Соответственно, задачей человека на земле является служение Богам и исполнение их предначертаний.

В Древнем Египте под богопочитанием подразумевалось не столько следование каким-либо этическим нормам, сколько, в первую очередь, соблюдение внешнего ритуала. Египетский храм (как и храмы в других культурах) являл собой «локальный» дом божества, куда оно могло снисходить по своему благоволению. Соответственно, жрецы стремились удовлетворить земные потребности Богов (имевших воплощение в храмах в виде статуй), аккуратно исполняя разные обряды и церемонии, угодные божеству; в том числе обеспечивали ему еду, питьё, одеяние и т.д. Вместе с тем, в архаических египетских преданиях встречаются свидетельства бунта людей против Бога. Бог, создавший себя самого, после того как он царствовал над людьми и Богами вместе. И тогда люди замыслили злые дела. И вот был уже его величество, да живет он, да здравствует, да будет благополучен, стар, кости его стали серебром, члены его – золотом и волосы – истинным лазуритом… Тогда сказал Ра Нуну: «Бог старейший, из которого я произошел! Боги-предки! смотрите, – люди, созданные из моего глаза, замыслили злые дела против меня. Скажите мне, чтобы вы сделали против этого? Вот я подождал, я не убил их, прежде чем не услышал того, что вы скажете об этом»… Тогда сказал величество Ра: «Смотрите, они убежали в пустыню, и сердца их боятся… /9/. Трудно сказать, что могло послужить основой для такого предания (может быть чужеземные племена), поскольку в Древнем Египте почитание Богов и следование божественным заповедям являлось стержневым мотивом цивилизации.

Интересные свидетельства о взаимоотношениях Бога и людей содержатся в тексте Библии. Там сотворение человека описывается дважды. Первый раз Бог создает человека во время сотворения мира: ...И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Бытие 1:27). Затем позже Бог снова создает человека, но уже для возделывания земли в Райском саду: …и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лице земли. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Бытие 2:5-8). И далее: И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его (Бытие 2:15). Многие комментаторы Библии считают, что это накладка при компиляции древних библейских текстов составителями. Но с позиций нашего рассмотрения, мы вполне можем принять версию о том, что речь идет о создании двух типов людей. Один из них – «Архонты» – ведут свое происхождение от Адама, которого Бог сотворил по своему образу и подобию: Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его (Бытие 5:1). В другом случае, вероятно, речь идет о людях, которые, также как и в шумерских преданиях, были созданы для проведения работ; в частности, для возделывания земли в Эдемском саду. Вывод о двух разных «сословиях» людей можно сделать и из дальнейшего текста Библии. Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет (Бытие 6:1-3). Очевидно, что люди, упоминаемыми в этом отрывке, которым Бог положил жизненный срок в сто двадцать лет, являются совсем другой группой людей, в противоположность потомкам Адама, которые даже гораздо позднее в библейском повествовании, уже в послепотопные времена, имели значительно более высокую продолжительность жизни. Таким образом, библейский текст достаточно определенно свидетельствует о существовании касты «Архонтов» в противоположность другим обитателям земли.

Из древних текстов и легенд мы видим, что Боги архаичной эпохи проявляют себя, так сказать, в «человеческом измерении». Великие Боги древности, как правило, антропоморфны и им приписываются в преданиях многие человеческие качества и потребности, например в жилье (храмы), еде, одежде, праздничных увеселениях и т.д. Как свидетельствует «эпос об Атрахасисе» Богам приходилось даже напряженно трудиться: Когда Боги, подобно людям, бремя несли, таскали корзины, корзины Богов огромны были, тяжек труд, велики невзгоды /10/. Все это, возможно, отголоски той далекой эпохи, когда прообразами древних Богов ранних цивилизаций могли являться «Архонты», взявшие на себя «божественную» миссию переустройства послепотопного мира. Вернее будет назвать «Архонтов» эманациями древних Богов в их ипостаси «отцов-покровителей» своих «подопечных» народов. Вместе с тем, у «Архонтов», несомненно, существовало собственное понятие Бога, поскольку они учили богопочитанию и аборигенов. Но у них, как представителей высокоразвитой культуры, существовала «архическая» теология высшего ранга, с почитанием одного верховного Бога, саморожденного, самодостаточного, всемогущего и вечного, который создал все сущее, в том числе и людей. Ему не придавалась какая-либо форма, фигура, сходство или подобие, поскольку все его атрибуты находятся за границами человеческого понимания, чего человек не может изобразить или описать. Некоторые египтологи, например Бругш, утверждают, что наряду с ярко выраженным политеизмом, в представлениях древних египтян присутствует доктрина Единого Бога. Эта доктрина существовала уже в изначальную эпоху египетской цивилизации и невозможно выявить истоки ее зарождения. Высокая идея Единого Бога проявляется в религиозной литературе всех исторических периодов Древнего Египта. Точно такая же концепция единого непознаваемого всемогущего Бога присуща всем Авраамическим религиям – Иудаизму, Христианству, Исламу – и другим глобальным религиям, которые исповедует современное человечество. В рамках нашей концепции, эти религии можно считать наследниками «архической» теологии протоцивилизации, которая сохранялась «за кулисами» (или, скорее, «над кулисами») древних «языческих» религий и культов, и, спустя тысячелетия, каким-то мистическим образом передавалась пророкам в своем совершенном виде. Для первобытных же людей «Архонты» сами явились как посланники всемогущего Творца, призванные проявить его волю. Для древних обитателей земли это были Богочеловеки, сочетающие божественную сущность и человеческие качества.

Как происхождение «островной» протоцивилизации, так и послепотопная судьба «Архонтов» окутаны покровом тайны. Существовали ли они изолированно, как особая каста, или постепенно смешивались с избранными представителями аборигенных народов неизвестно. Правда, на этот счет можно найти кое-какие косвенные свидетельства в древних текстах. Например, в Библии говорится: В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди (Бытие 6:4). Но рационально-историческая трактовка этого свидетельства Священного Писания крайне проблематична. Возможно, какой-то ключ к этой проблеме содержится и в мифе об Атлантиде, в котором Платоном изложены воззрения древних жрецов: В продолжение многих поколений, покуда не истощилась унаследованная от Бога природа, правители Атлантиды повиновались законам и жили в дружбе со сродным им божественным началом: они блюли истинный и во всем великий строй мыслей, относились к неизбежным определениям судьбы и друг к другу с разумной терпеливостью, презирая все, кроме добродетели, ни во что не ставили богатство и с легкостью почитали чуть ли не за досадное бремя груды золота и прочих сокровищ. Они не пьянели от роскоши, не теряли власти над собой и здравого рассудка под воздействием богатства, но, храня трезвость ума, отчетливо видели, что и это все обязано своим возрастанием общему согласию в соединении с добродетелью, но когда становится предметом забот и оказывается в чести, то и само оно идет прахом и вместе с ним гибнет добродетель. Пока они так рассуждали, а божественная природа сохраняла в них свою силу, все их достояние, нами описанное, возрастало. Но когда унаследованная от Бога доля ослабела, многократно растворяясь в смертной примеси, и возобладал человеческий нрав, тогда они оказались не в состоянии долее выносить свое богатство и утратили благопристойность. Для того, кто умеет видеть, они являли собой постыдное зрелище, ибо промотали самую прекрасную из своих ценностей; но неспособным усмотреть, в чем состоит истинно счастливая жизнь, они казались прекраснее и счастливее всего как раз тогда, когда в них кипела безудержная жадность и сила /11/.

В целом, на основании анализа древних текстов, мифов и легенд мы усмотрели рационально- историческую «подоснову» этих преданий, которая является отражением реальных событий архаической эпохи. В эту эпоху «Архонты» передали человечеству знания и опыт, унаследованные от ушедшей в небытие древнейшей протоцивилизации. Они возродили фундамент цивилизации среди первобытных народов, оставшись в исторической памяти поколений Богами – «отцами-основателями» Древнего Мира.

Показать [развернуть] cписок использованной литературы

Список использованной литературы:

1. Цит. по: Хэнкок Г., Бьювел Р. Загадка сфинкса. – М., Вече, 2000.
2. Цит. по: Геродот. История в девяти книгах.Книга 2 Евтерпа, 42 (перевод Г.А.Стратановского). – Л., Наука, 1972.
3. Цит. по: Хэнкок Г., Бьювел Р. Загадка сфинкса. – М., Вече, 2000.
4. Цит. по: О Все Видавшем… (перевод И.М.Дьяконова). Библиотека всемирной литературы. Том 1: Сборник Поэзия и проза Древнего Востока. – М., Художественная литература, 1973.
5. Цит. по: Энума Элиш (перевод В.К.Афанасьевой).
6. Древний город Ур в Месопотамии.
7. Цит. по: Гарднер Л. Цари Грааля и потомки Адама и Евы. – М., Вече, 2001.
8. Цит. по: Поэма об Атрахасисе (перевод В.К.Афанасьевой).
9. Цит. по: Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. – М., Издательство АН СССР, 1956.
10. Цит. по: Поэма об Атрахасисе (перевод В.К.Афанасьевой).
11. Цит. по: Платон. Критий (перевод С.Аверинцева). В кн.: Платон. Собр. соч. в 4-х томах. Том 3. – М., Мысль, 1994.


Copyright © Леонов А.А.

На главную